Классицизм стал первым стилем в архитектуре и искусстве, не возникшим стихийно, а «выращенным в лабораторных условиях», в результате изучения прототипов и подражания им. Недаром название этого стиля уходит корнями в латинский термин classicus — образцовый.
Образцом для подражания была выбрана античность. Устав от экспрессии
барокко и вычурности рококо, архитекторы стали искать опору в рациональном, гармоничном, выстроенном по строгим канонам.
Раскопки в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748) дали старт очередной волне интереса к античному наследию. Хотя засыпанные вулканическим пеплом «законсервированные» города находились на территории бывшей Римской империи, стиль во Франции, где он впервые появился, получил наименование «à la Grecque» — в греческом духе. Собственно, и сами римляне были идеологическими наследниками древнегреческой цивилизации.
Король-Солнце, Людовик XIV, легким мановением своей державной руки дал зеленый свет новому стилю, выбрав для восточного фасада Лувра проект Клода Перро. Роскошный барочный чертеж Лоренцо Бернини был отвергнут.
Знаменитый своей фразой «Государство — это я», Король-Солнце предпочел проект, лаконично отражавший могущество и мудрость идеального государя, а не вариант, наполненный пафосом и диссонансами выходящего из моды барокко.
Асимметрию и надрыв барокко и кокетство рококо сменили четкое следование ордерной системе, соблюдение пропорций, симметричность, вкус и респектабельность.
Комнаты стали просторными, без нагромождения мебели, а сама мебель приобрела прямолинейные формы и лишилась чрезмерного количества резьбы. Античные мотивы стали основным элементом декора: рельефные меандры, фестоны, листья аканта, гирлянды и розетки оккупировали стены, потолки, мебель и аксессуары.
Из новых предметов меблировки появился секретер для интеллектуальных занятий, а из античных времен, когда патриции не сидели за столом, а возлежали во время своих длительных пиршеств, были «извлечены» шезлонги и канапе.
Симметрия стала использоваться в декорировании: картины и гравюры развешивались на равном расстоянии и подбирались одинакового размера. Тематика живописных и скульптурных произведений (как и литературы того времени) была подчинена идее доблестного служения обществу или пропаганде лучших человеческих качеств: чести, достоинства, самоотверженности. Часто в сюжетах присутствовали мифологические мотивы.
Кульминацией классицизма в первой половине XIX века стал ампир. В эпоху империи Наполеона ампир был создан «по велению свыше» для подчеркивания мощи первого императора Франции. Пафос и театральность, монументальность и масштабность воцарились в интерьере. Кроме подражания художественным традициям Древнего Рима, ампир взял на вооружение египетские мотивы, просочившиеся в декоративно-прикладное искусство после египетского похода Наполеона на рубеже XVIII-XIX веков, вызвавшего интерес к наследию Древнего Египта.
В декоре стал преобладать дух милитаризма. Нашествие в интерьер бронзовых военных атрибутов: венков, доспехов, геральдических символов приобрело тотальный характер.
Ампир ввел в употребление камин, который своей формой имитировал античное надгробие.
Склонность классицизма к незыблемости диктовала использование самых качественных материалов, что называется, на века. Паркет из ценных пород дерева, дорогие ткани для обивки — все свидетельствовало о том, что стиль пришел «всерьез и надолго». Собственно, именно так и вышло.
Классицизм оказался направлением, над которым не властны капризные веяния моды. Он неизменно популярен в среде серьезных людей с устоявшимся вкусом, желающих из поколения в поколение жить среди солидной обстановки, подчеркивающей их достоинство и респектабельность. Нередко при проектировании интерьера используется принцип «репродуктивной классики»: воспроизводятся целиком или в деталях «дизайн-проекты», реально существующие в музеях и дворцах со времен их возникновения, а мебель используется аутентичная или же копируются соответствующие образцы. Благо, стиль, именуемый образцовым, прямо таки приказывает ориентироваться на непреходящие вечные ценности.