Для любителей «и сгущенки, и меда», не желающих втискиваться в строгие рамки определенного стиля, существует эклектика (εκλεκτός переводится с греческого как «избранный»).
В чем же избранность эклектики?
Еще во второй половине XIX века архитекторы и декораторы стали оглядываться в прошлое в поисках вдохновения и активно выбирать понравившиеся приемы. Так возник вариант эклектики — историзм, включающий в себя разные псевдо- и нео- стили: неоготику, неоренессанс, необарокко, неорококо, неоклассицизм. Поклонники же национальных традиций обогатили эклектику неомавританским, индосарацинским и псевдорусским направлениями.
Всеядность эклектики некоторых раздражала. Действительно, как это так? Можно все? Анархия?
А почему бы и нет? Вольтер полагал, что все жанры хороши, кроме скучного. Эта формула применима не только к пьесам.
Эклектика скучать не даст, именно поэтому она популярна и в наше время. Стоит только отличать ее от фьюжн (fusion — слияние), в котором хорошим тоном считаются диссонансы и контрасты. В эклектике же совмещаются стили, близкие друг другу: классицизм, барокко, модерн, ампир. Цитаты из прошлого обыгрываются с легкой иронией, свойственной постмодернизму.
Сочетается все! Антикварные вещицы соседствуют с ультрасовременными, старая живопись — с постерами, колонны и лепнина — с авангардными светильниками.
Интерьер уникален, потому что не ограничен правилами. Есть только два условия, при которых эклектика не выглядит хаотично. Это вкус дизайнера и чувство меры.