Если при виде интерьера, созданного на рубеже XIX и XX веков, зайдет дискуссия о названии стиля, то окажется прав и спорщик, назвавший его стилем «fin de siècle» («конец века), и его оппонент, употребивший любой из терминов: «сецессия», «ар нуво», «тиффани», «югендсиль», «либерти» или даже «еловый стиль».
Так много национальных псевдонимов у направления, которое в нашей стране получило наименование «модерн» (современный). В мировом масштабе стиль появился на архитектурно-художественной сцене Всемирной Парижской выставки 1900 года.
Стиль этот был не только ультрасовременным для своего времени, но и революционным. Впервые за всю историю развития архитектуры облик здания стал проектироваться комплексно: от общей планировки до дверной ручки и пепельницы. Кроме того модерн стал первым стилем, не заглядывавшим в историю в поисках вдохновения. Он не опирался на «ходули» предшественников. Он не заимствовал из прошлого конструктивные приемы и эстетические образцы, подобно
эклектике и историзму, которые существовали параллельно с ним.
У зодчих модерна был другой образец для подражания — природа. У растительности были подсмотрены приемы организации пространства, прямые линии сменились извилистыми, флористический орнамент оккупировал росписи и рельефы.
Используя металл и стекло, бельгиец Виктор Ортега стал родоначальником модерна и внес в архитектуру элементы бионики. Во Франции Эктор Эмар спроектировал первые павильоны метро, а испанец Антонио Гауди наводнил Барселону каменными растениями (так в его исполнении выглядят фантастические дома и соборы).
В интерьере модерн стал пионером свободной планировки на основе асимметрии, а также первым стилем, сумевшим поставить и виртуозно решить задачу синтеза искусств. В дизайне для модерна не существует мелочей: решетки, светильники, мебель, текстиль, посуда — все продумано и вычерчено до миллиметра.
Собственно, тотальная декоративность и стала «началом конца» модерна. Всего двадцатилетие сумел продержаться этот томный красавец на арене битвы стилей. Пришедший ему на смену
функционализм легко победил, потому что его оружием была экономичность (эксклюзивность деталей модерна, требовавшая индивидуального подхода, сдалась под натиском поточного массового производства) и эргономичность (в основе новой стилистики стояла функция предмета, его удобство для потребителя, а не его красота).
Первая мировая война завершила процесс угасания модерна.
Нельзя сказать, что модерн канул в Лету навсегда. Сейчас, когда современные материалы и успехи промышленных технологий позволяют экономно реализовать самые дерзкие идеи,
модерн снова входит в моду в узком кругу людей с изысканным вкусом и элитарными запросами.